Диски — едва ли не самая заметная глазу автомобилиста характеристика машины — после марки и общего состояния авто, конечно же. А все почему: качественные и эстетические характеристики дисков существенно влияют на комфортность автомобиля и его внешний вид.
Итак, сегодня в ассортименте автомобильные диски трех типов по технологии изготовления:
• штампованные
• литые
• кованые
Среди основных параметров автомобильных дисков любого из обозначенных типов — максимальная нагрузка, а также размеры обода и ступицы. Стало быть, “родные” диски можно легко заменить другими с аналогичными техническими характеристиками. Но только ли по размерам и нагрузке автомобилисты выбирают диски для своих стальных коней? Конечно же нет. Цена — ещё один серьёзный фактор.
В целом выдерживается определенная закономерность: чем легче автомобильные диски — тем они дороже. Потому что и преимуществ у легкосплавных автомобильных дисков больше, чем у штампованных стальных. Однако, обо всём по порядку…
Штампованные диски: спасатели — тяжеловесы
Неоспоримые достоинства штампованных дисков для автомобилей — цена и “стрессоустойчивость”: стоят значительно дешевле литых и кованых, поддаются восстановлению. Как бы ни подчеркивали увесистость и внешнюю непрезентабельность представителей этой группы автомобильных дисков, их скромное обаяние не раз выручало владельцев самых разных авто.
Во-первых, “кованые тяжеловесы” — хороший способ избавить свою машину от сезонного бортирования шин: для резины эта операция может оказаться опасной. Проблема решается приобретением комплекта недорогих штампованных дисков для зимних шин.
Во-вторых, штампованным образцам не так страшны таящиеся на наших дорогах выбоины и кочки, нередко трансформирующие диски. Сталь может погнуться, но не лопается, как материал литых дисков, поэтому форму дисков можно восстановить довольно просто.
Из минусов штампованных дисков — большая в сравнении с литыми и коваными дисками нагрузка на подвеску, не слишком стильный внешний вид и подверженность ржавчине. Хотя последний минус — лишь следствие некачественной краски или покраски. Или того и другого. Решение — штампованные диски, покрытые хорошей порошковой эмалью.
Литые диски — капризная красота для хороших дорог
Красивые и легкие — основные аргументы за покупку литых дисков. Но красота требует жертв, не правда ли? И дело не только в цене, которая у литых дисков может быть на несколько порядков выше, чем у их штампованных “коллег”, но и в хрупкости.
Если штампованные диски среагируют на удар лёгкой “ухмылкой”, то литые диски, которые подвергают калению — а это придаёт дискам и твёрдость, и хрупкость, — трескаются и даже лопаются. Стало быть, литые диски практически не поддаются ремонту и более подвержены “травмам”, чреватым потерей управляемости автомобилем. Этот риск — плата за внешнюю эффектность и бережное взаимодействие с подвеской.
Так ли сильно ощутимы технические преимущества литых дисков для подвески, когда автомобиль наматывает километры по нашим дорогам? Думается, совсем нет. Особенно опасным для авто с литыми дисками может стать зимний период: мало того, что увеличивается вероятность боковых ударов, так и лакокрасочное покрытие дисков подвергается атаке реагентов, используемых специалистами дорожно-коммунальных служб. Как бы там ни было, всё это не умаляет эстетические достоинства капризных литых дисков — красивое решение для хороших дорог, но опасное для зимней и неаккуратной езды.
Кованые диски: “ставки” растут вместе с качеством и опасностью подделки
Набор плюсов отличает качественые кованые диски. По материалу кованые диски, казалось бы, такие же, как и их литые собратья, однако технология производства возводит их в ранг дорогих удовольствий для автомобилиста. Финансовый фактор — причина тому, что кованые диски производят преимущественно для спортивных и представительских автомобилей.
Технология изготовления — горячая штамповка, термическая обработка (закалка и искусственное старение), механическая обработка и покрытие — сообщает кованым автомобильным дискам волокнистую структуру и высочайшую прочность. Кроме того, волокнистая структура делает кованый диск на 20-30% легче литого с зернистой структурой и на 30-50% — стального штампованного.
Кованые диски, таким образом, обладают хорошими эстетическими качествами и технико-эксплуатационными преимуществами как штампованных, так и литых дисков. Так, на удары кованые диски реагируют деформацией, что позволяет сделать вывод: кованые диски безопаснее, чем лопающиеся литые. Кроме того, во многих случаях кованые диски подлежат ремонту, что, опять же, выгодно отличает их от литых, и устойчивы к коррозии: если магниевые просто характеризуются коррозийной устойчивостью, то алюминиевые и вовсе обходятся без защитного покрытия.
Единственный очевидный минус кованых автомобильных дисков — речь идёт о цене — следствие их достоинств. Главное, выбирая кованые диски, не стать нечаянным покупателем подделки. Ведь невооружённым взглядом кованые диски отличить от литых невозможно. Поэтому лучше предпочесть литые диски надёжного производителя, чем рисковать: все плюсы ковки улетучиваются при ошибках небрежной технологии или малейшем несоблюдении пропорции сплава.