Конструкции амортизаторов принято разделять на три типа: двутрубные гидравлические (воздух под давлением), двутрубные газогидравлические (отличаются заполнением газом под низким давлением) и однотрубные газогидравлические (газ под высоким давлением). Если сочетание гидравлики и газа сразу кажется вам необычным, то не стоит торопиться с выводами. Часто, для полного контроля над управлением автомобиля требуются переходные режимы. Немаловажно и то, какое решение видит сам изготовитель, и почему такой выбор предпочтительнее. При одном типе конструкции можно достичь только стабильности работы подвески, что не всегда оправдано.
Главное, что нужно уяснить – не так важна конструкция амортизатора, как то, насколько он подходит конкретной модели авто и почему. Если производитель объясняет по каким причинам он предлагает под одну машину несколько вариантов амортизаторов и как выбор любого из них повлияет на вождение – ему стоит доверять. Так, некоторые фирмы предлагают амортизаторы Sport и Comfort, для соответствующих стилей вождения. При этом, каждый из этих продуктов доступен во всех трёх вариантах конструкций. В каждой есть свои плюсы, особенности, ценовые различия. Почему нет?
Диагностика амортизаторов
Как бы то ни было, проходит время, и амортизаторы могут начать «приходить» к замене. Не каждый автолюбитель способен сразу сообразить, как проверить, насколько амортёры справляются со своей работой. Есть несколько вариантов проверки. Одним из простейших является раскачивание машины со сторон всех колёс по очереди, когда на неё надавливают единожды и следят за реакцией: если машина быстро «выпрыгивает» вверх – это означает что амортизатор пора менять, если авто поднимается плавно – всё отлично и беспокоиться нет причин. Вторым вариантом является обычное раскачивание авто, нормой считается полная остановка автомобиля на первом-втором толчке после интенсивного раскачивания. Является ли такое тестирование на 100% достоверным? Не совсем, ведь если амортизатор не вышел из строя, а работает, например, наполовину, то вы ничего не заметите. В то же время, работающий наполовину амортизатор уже не обеспечивает должного сцепления. Именно поэтому лучше доверить диагностику своего автомобиля специалистам. Но если вы всё-таки решите проверять амортизаторы раскачкой – делайте это аккуратнее: не рассчитав силу можно помять кузов.
Такой способ как оценка амортизатора «на глаз», по эффективности ушёл недалеко от раскачивания. Визуально можно увидеть масляные потёки на корпусе амортизатора, что считается его разгерметизацией и явным признаком неисправности. А ведь наличие масла на поверхности не всегда означает что течет амортизатор. Правильным будет очистка амортизатора и подробное его изучение спустя какое-то время (2-4 дня). В случае обнаружения новых потёков масла следует думать о замене. Обратить внимание нужно и на износ шин – если протектор изношен пятнами, то амортизаторы не работают, то есть раскачивание происходит скачками. Рабочие амортизаторы обеспечивают равномерный износ шин.
Ещё одним способом проверки амортизаторов является проверка уровня нагрева их поверхности. Амортизатор работает за счёт преобразования энергии колебаний в тепловую энергию, и если амортизатор тёплый, то он полностью оправдывает своё предназначение. Такой способ проверки усложняется тем, что к амортизаторам часто не так-то легко подступиться, так что лучше проверять их на эстакаде, предварительно хорошо погоняв по трассе или ребристой дороге. Замеряя температуру каждого амортизатора, обратите внимание: она (температура) не должна сильно разниться. Если какой-то из амортизаторов менее тёплый, то работает он хуже других, если же наоборот, один чересчур горячий, то это значит, что не в порядке все остальные.
Автолюбители со стажем могут определить эффективность работы амортизатора по тому, как ведёт себя машина на дороге: уже на средней скорости 90 км/ч автомобиль может раскачиваться, терять устойчивость, особенно на неровной дороге, он становится инертным. В затяжных поворотах машина может плохо слушаться руля, «тормозить». Кроме того, уменьшается эффективность торможения. Если у вас в машине стоят спортивные амортизаторы – то выявить их поломку проще: автомобиль теряет привычную жесткость.
И всё же, наиболее точный метод проверки амортизаторов – это стендовая диагностика, которую тоже можно произвести двумя способами. Первый – колёса машины устанавливаются на работающую поверхность вибрационных стендов, второй – амортизаторы демонтируются и на специальном стенде проверяется уровень демпфирующего напряжения. Но снять амортизаторы не так просто, поэтому нормальные автосервисы предпочитают первый вариант и имеют в наличии специальные вибрационные стенды, на которых можно диагностировать степень износа амортизатора без лишней траты времени.
Причины поломки амортизаторов
Так почему же амортизаторы ломаются? По опыту механиков, поломкам наиболее подвержены клапанные механизмы или сальники штока. Причин может быть довольно много: резиновые части подвергаются старению и теряют изначальные характеристики; детали могут устанавливаться и эксплуатироваться неправильно и т.п. Опять же возвращаясь к резине, со временем она трескается и становится менее эластичной, особенно это касается сальников и уплотнений. Вследствие этого, клапанный механизм начинает барахлить и на амортизаторе появляется масло. Если это произошло – значит сальник штока разгерметизировался.
Шток выполняет важную функцию в устройстве амортизатора. Он постоянно находится в движении, поэтому для его продолжительной службы проводят шлифовку и полировку поверхностей штока. При неправильной установке на сальнике штока возникают задиры, что сказывается на скорости износа.
Во избежание подобных проблем, замену амортизаторов лучше проводить в специализированном сервисном центре. Внимательно следите, чтобы мастер не брал шток пассатижами или струбцинами, так как можно повредить его. Целостность пыльника обеспечивает отсутствие грязи и воды на штоке, которые могут привести к появлению коррозии.
Что выбрать?
Кто бы что ни говорил, а каждый водитель всё равно выберет то, что ему больше по вкусу. В приведённой в первых строках классификации амортизаторов немного пояснено их различие, однако следует немного её дополнить. Двухтрубные гидравлические амортизаторы (иначе их называют ещё масляными) считаются самыми комфортными, доступными по ценовой категории, однако «требуют» невысоких скоростей и хороших дорог. Двухтрубные газогидравлические (газо-масляные) стоят побольше, однако идеальны для наших дорог, гарантируют хорошее сцепление с дорогой даже при больших скоростях, однако жёстче масляных. Однотрубные (газовые) амортизаторы чаще выбирают владельцы спортивных машин, чтобы обеспечить как можно лучшее управление автомобилем на высоких скоростях и на любом типе поверхности. Если вы не собираетесь «гонять» на своём авто, то лучше выбрать масляные, либо газо-масляные амортизаторы, чтобы салон меньше раскачивало, и кузов не подвергался большим ударным нагрузкам. Кстати, именно неправильно выбранный амортизатор становится причиной появления трещин на кузове и снижения общей прочности металла, обеспечивает стабильно высокую нагрузку на шаровые опоры, подшипники. Старым автомобилям газовые амортизаторы просто противопоказаны, они в два счета уничтожат и без того «уставший» кузов.
В продаже сегодня встречается много амортизаторов разных производителей, как зарубежных, так и отечественных. Но всегда нужно иметь в виду, что в попытках сэкономить, можно попасть на подделку. Среди импортных фирм заслужили уважение Sachs, Boge, Bilstein, Kayaba, Monroe, Varsint, Alko, Gabriel и несколько других, однако это не значит, что вся продукция этих контор будет гарантированно высокого качества, ведь на продажу у нас такие запчасти зачастую приезжают из стран, где рабочая сила намного дешевле, чем в Европе (Россия, Польша и другие). Именно поэтому объём качественной продукции составляет 85-90% от общего количества, и не выше. Сами специалисты, занимающиеся продажей и установкой амортизаторов, поэтому стараются воздержаться от рекомендаций определённого производителя, так как не могут быть сами до конца уверены в качестве продукции.
Следующим этапом после выбора амортизатора является его поиск, что также может занять немало времени. Чаще всего на наших рынках можно найти предложения амортизаторов для советских автомобилей, каким бы это не казалось удивительным. Популярные же иномарки имеют намного меньше шансов быстро получить подходящий амортизатор, лучше всего для этих целей подойдёт поиск в магазинах или по объявлениям. Во избежание обмана и скорой поломки, выбирайте продукцию с гарантией и установкой, хоть это и будет стоить дороже. В противном случае, никто не заменит вам бракованный товар.
Обзор популярных фирм-производителей амортизаторов:
Sachs – лидер производства амортизаторов. На потребительском рынке продукция Sachs уже более 82 лет (с 1930 г). Немецкое качество гарантирует отличную работу. Немаловажный факт, что именно этой фирме доверяют такие гиганты производители автомобилей, как Alfa Romeo, Audi, BMW, Mercedes, Lada, Jaguar, Lancia, Peugeot, Saab, Skoda и другие. На болидах «Формулы-1» тоже установлены амортизаторы этой фирмы.
Bilstein – ещё один немецкий производитель, покоривший многие рынки. Получил распространение в 1954 году, когда стал массово устанавливаться на автомобили Mercedes-Benz. В нынешнее время без них не обходятся автомобили BMW, Ferrari, Maseratti, General Motors, Jaguar, Daimler-Chrysler, Porsche, Subaru.
Kayaba – японская фирма. Основная часть производится именно в Японии, а собираются в Европе, Азии, Америке. Устанавливаются на автомобили Toyota, Mitsubishi, Nissan, BMW, Citroen, Volkswagen. По статистике, у каждого четвёртого авто амортизатор именно фирмы Kayaba.
Monroe — производитель из Бельгии. Их амортизаторы подходят для 99% автомобилей, что не может не радовать автолюбителей. Постоянно совершенствуя свою продукцию, Monroe комплектует автомобили Volkswagen Group, Volvo, Porsche.
Koni — самые распространённые амортизаторы для спортивных машин, участвующих в гонках. Производятся в Голландии, известны благодаря наличию регулировки жёсткости, что позволяет использовать на разных трассах и подстраиваться под каждого владельца. Интересный факт: в Германии, при условии, что у авто будет один владелец и амортизатор не будет переустановлен на другой автомобиль, на амортизаторы этой фирмы даётся пожизненная гарантия.
СААЗ (Скопинский автоагрегатный завод) – представитель стран СНГ. Основной поставщик ВАЗА, и других российских компаний, занимающихся производством автомобилей.
Boge – амотризаторы практически только для немецких авто, на экспорт идёт лишь малая часть. Тем не менее, отзывы от специалистов марка имеет отличные. На своём опыте в качестве убедились заводы Audi, VW, BMW, Volvo, Alfa Romeo.
Carbon – производятся французами, Carbon – дочерняя фирма Koni. Специализированные амортизаторы для внедорожников.
Выводы:
Обобщая предыдущую информацию о неисправностях амортизаторов, можно составить краткий топ-причин поломок:
1. Неправильная установка (различные варианты неверных действий).
2. Потерявшие эффективность пыльники (как их отсутствие, так и их нерабочее состояние)
3. Износ сальника
4. Вышедший срок службы системы клапанов
5. Пробой