В настоящее время у нас появился огромный выбор автомобилей в зависимости от цены, модели, а также комплектации. Однако при покупке практически всегда встает один из главнейших для автомобилиста вопросов: с каким двигателем выбрать машину – дизельным или бензиновым? У каждого вида топлива есть свои убежденные сторонники и противники. Экономическая составляющая, то есть цена вопроса, здесь играет главную и определяющую роль, так как затраты на топливо только растут, да и обслуживание современных автомобилей с годами не дешевеет.
Заглянем же в историю. С момента зарождения автомобилестроения главенствующая роль принадлежала бензиновым моторам. Дизелям же была уготована роль силовых установок на корабельной и сельскохозяйственной технике. Однако прогресс не стоял на месте, и с появлением более компактных дизельных установок произошло смещение удельного веса в сторону дизельных автомобилей, которые прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
Принципиальные различия между дизельными и бензиновыми моторами сводятся к способу воспламенения рабочей топливной смеси в цилиндрах. В случае с бензином его пары смешиваются с воздухом и при помощи искры от свечей зажигания воспламеняются. Воспламенение же дизельного топлива происходит под действием избыточного давления и температуры. Исходя из этого, различается как внешнее, так и внутреннее строение моторов, их узлов и агрегатов. Дизельный двигатель отличается большими габаритами и запасом прочности, поскольку нагрузки на него значительно превосходят бензиновый аналог. Еще одним немаловажным отличием дизельного мотора является сложная система устройства и достаточно высокая стоимость топливной аппаратуры. Однако, в отличие от бензинового собрата, у дизеля нет сложной и временами очень капризной системы зажигания. У двигателей на солярке имеется огромный плюс – экономичность. Это означает, что расходы на заправку будут значительно меньшими, а суммарный пробег автомобиля больше.
Немаловажное значение в наших условиях имеет качество заправляемого топлива. Дизельный мотор к нему особенно требователен. Да и условия эксплуатации автомобилей в нашем регионе подливают масла в огонь. В связи с резкими колебаниями летних и зимних температур в бак автомобиля должно заливаться соответствующее дизельное топливо, которое не всегда присутствует на родных АЗС. Следовательно, владелец дизельного автомобиля должен этот вопрос постоянно держать под контролем, иначе есть все шансы не завести автомобиль морозным солнечным утром либо застрять на трассе ночью в метель. Это может касаться и бензиновых моторов, однако контроль тут сводится, как правило, к соблюдению соответствующего рекомендованного октанового числа топлива.
Противники дизельных моторов ругают их еще и за сильную дымность, отчетливый шум и вибрацию при работе автомобиля. Но прогресс не стоит на месте: данные недостатки касаются лишь старых подержанных либо неисправных автомобилей.
Ценовой показатель при покупке нового автомобиля определяет выбор в пользу бензинового агрегата, так как новый дизельный автомобиль стоит приблизительно на 20–30 процентов дороже. На вторичном же рынке автомобилей данный ценовой показатель практически сопоставим.
Бензиновые двигатели превосходят дизельные в мощности. При равном объеме двигателя мощность бензиновых агрегатов на 20% больше. Однако дизельный мотор обладает более ровной тягой на любых оборотах и быстрее достигает максимального крутящего момента. Так что если ваш удел – езда на средних скоростях по городу, однозначно дизель будет привлекательней.
О визите на СТО. Еще одним настораживающим вопросом остается стоимость обслуживания и ремонта двигателя. Дизельные двигателя из-за своей конструктивной особенности и требовательности к топливу требуют более частой смены защитных масел и фильтров. Если же брать в расчет стоимость ремонтных работ, следует сказать, что с дизелем дела обстоят достаточно сложно. Из-за сложности устройства и дорогостоящих запчастей визит к автослесарю может обойтись на порядок дороже бензинового мотора. Но при надлежащем уходе и правильной эксплуатации ресурс дизельных моторов в 2–3 раза больше.
Подведем же некоторые итоги:
1. Когда вы передвигаетесь исключительно в городских условиях, где отсутствуют проблемы с приобретением качественного топлива, – предпочтительней будет дизельный вариант.
2. Если в вашем регионе бывают суровые зимы, а по характеру вашей работы и жизни вы обязаны постоянно быть за рулем, следует выбрать бензиновый двигатель.
3. Дизель будет верным помощником при использовании автомобиля в коммерческих целях, так как километр пробега автомобиля будет обходиться на порядок дешевле.
4. При покупке нового автомобиля дизель обойдется вам дороже бензинового аналога, а иногда эта разница может быть достаточно значительной.
5. Приобретая подержанный автомобиль для частных целей возрастом более 10 лет, отдельное внимание следует уделить общему состоянию мотора. Предпочтение следует отдать бензиновым двигателям в связи с их менее дорогостоящим ремонтом и, в большинстве своем, небольшим пробегом.
В любом случае, выбор всегда остается за вами. Главное, чтобы мера удовольствия, получаемая от управления автомобилем, не зависела от вида агрегата под его капотом.